Внесла свою лепту в осмысление кубинской Декларации. Единство Продолжаем нашу серию публикаций об исторической совместной декларации папы Франциска и патриарха Кирилла. Мы попросили мирян и священников, православных и католиков, прокомментировать 30 пунктов заявления папы и патриарха, которое было подписано 12 февраля в Гаване, и будем публиковать их с 1 по 30 марта. Своими размышлениями о тринадцатом пункте декларации делится главный редактор портала «Рускатолик» Анастасия Орлова. * Совместная декларация. Пункт 13: В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14, 33). * Реальность такова, что, читая эти строки об оправдании преступлений религиозными лозунгами, мы думаем в первую очередь о тех чудовищных вещах, которые творятся под знаменем ислама сегодня. Действия, совершаемые группами фанатиков, открывшими врата иджтихада (толкования Корана) вопреки всем предписанным их религией нормам, ведут к массовой демонизации ислама как религии и каждого мусульманина в отдельности. И это драма, потому что мы попадаем в плен страхов и предубеждений, лишающих нас нашей человечности в том виде, в которой дал нам её Господь. Чтобы привести пример, не обязательно обращаться к опыту Ближнего Востока (на самом деле, настолько непонятного для нас, европейцев, что наши суждения о происходящем там зачастую безосновательны и даже нелепы). На прошлой неделе в Москве было совершено немыслимое в своей жестокости убийство: няня отрезала голову своей малолетней воспитаннице, подожгла квартиру и ходила полчаса вокруг метро с головой ребёнка в руках, угрожая взорвать себя. Голову самой женщины покрывал хиджаб, и кричала она «Аллаху акбар» («Бог велик»). Когда в сети появились первые страшные кадры, большую часть комментариев пользователей составляли проклятия в адрес ислама. Некоторые, не стесняясь, призывали к «геноциду мусульман», в красках описывали то, каким образом нужно расправиться с любым, исповедующим эту религию. И это страшно. Потому что меньше ста лет назад мы уже видели, как демонизация отдельных лиц легко превратилась в демонизацию целой общности, и миллионы человек были убиты. Число жертв холокоста евреев настолько немыслимо, что сегодня трудно осознать, как такое вообще могло произойти. Но риторика, которая повлекла за собой эту чудовищную трагедию, была проста: евреи отличаются от нас, они другие, они не люди, всё зло и все наши проблемы от них. Ключевым здесь является пункт об отличии, об отрицании человечности другого, той человечности, в которой мы едины, той человечности, в которой мы сотворены. Сегодня, глядя на действия ИГИЛ или московской няни-убийцы, и вынося на их основе приговор всем людям, исповедующим ислам, называя их «нелюдями» и дальше по списку (ох, как много было этого в сети в эти дни!), мы не только уподобляемся фашистам в их риторике – мы перестаем быть христианами. Потому что сеем ненависть и вражду там, где призваны сеять мир. Потому что осуждаем, тогда как призваны быть милосердны. Мы сами же творим беззаконие, за которое осуждаем других. Сам Христос в Евангелии говорит о том, что беззаконие не может делаться именем Господа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:21-23). То есть мы не можем сеять ненависть и при этом называть себя христианами. Вот и в Коране, священной книге мусульман, сказано подобное: «Когда они совершают мерзость, они говорят: “Мы видели, что наши отцы поступали таким образом. Аллах повелел нам это”. Скажи: “Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, что не знаете?”» (Коран 7:28). Есть ещё другой любопытный отрывок Корана, который рассказывает о том, как должно мусульманину относиться к «людям писания», то есть, к иудеям и христианам. В частности, 48 аят 5-й суры говорит: «Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях». Состязайтесь в добрых делах, а Бог рассудит – мне нравится этот призыв. Он, с одной стороны, отсылает нас к миссии, полученной нами через избрание, и, с другой, напоминает о том, что лишь Богу принадлежит право судить. Можно привести ещё множество цитат, но суть очень проста: мы либо понимаем, что не сами даём себе жизнь, а любимы и каждое мгновение творимы Тайной, либо нет. Если мы открыли это в отношении самих себя, то нам просто открыть это и в отношении других: католики они или православные, христиане или мусульмане, иудеи, дзен-буддисты… это не важно. Это не меняет того, что мы стоим перед лицом одной и той же Тайны. Апостол Павел в Первом послании Коринфянам пишет: «Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос?» (1Кор 1:12-13). Нет, Христос один и тот же, и Он страдал и умер на кресте за каждого из нас, за каждого человека, даже за тех, кто не знает и не верит в Него. А все мы, верующие в единого Бога, ещё и стремимся жить отношением с этой Тайной, отвечая любовью на любовь Бога. Может ли быть большее основание для нашего единства? И ещё одно важное слово звучит в этом пункте Декларации. Это слово «воспитание». В нём мы открываем, что тот взгляд, о котором я писала выше, не является чем-то само собой разумеющимся. Нет, этот взгляд нуждается в воспитании, в постоянной проверке через вопрос, обращенный к нашей свободе. Эти вопросы задают нам Папа Франциск и Патриарх Кирилл, задают другие религиозные лидеры, но задает и сама реальность. Читая новости об очередном теракте, очередном жестоком убийстве, стремимся ли мы обвинить другого исключительно на основании его инаковости, вынести суждение о всей общности, к которой он принадлежит, или мы смотрим дальше, с просьбой дойти до сути, сохраняя память о том, кто мы и Кем мы призваны? Если мы выбираем второй путь, то призыв Папы и Патриарха, выраженный в этом пункте Декларации, уже начинает жить в нас и предлагает этот путь миру. Полный текст декларации: http://cathmos.ru/content/ru/publication-2016-02-13-02-20-04.html #католики #МыКатолики