Мне доверили ещё один пункт Декларации )) Единство Продолжаем нашу серию публикаций об исторической совместной декларации папы Франциска и патриарха Кирилла. Мы попросили мирян и священников, православных и католиков, прокомментировать 30 пунктов заявления папы и патриарха, которое было подписано 12 февраля в Гаване, и будем публиковать их с 1 по 30 марта. Своими размышлениями о двадцать втором пункте декларации делится главный редактор портала «Рускатолик» Анастасия Орлова. * Совместная декларация. Пункт 22: Мы хотим обратить сегодня особое слово к христианской молодежи. Вам, молодым, надлежит не зарывать талант в землю (Мф. 25, 25), но употребить все дарованные вам Богом способности для утверждения в мире истины Христовой, для воплощения в жизнь евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему. Не бойтесь идти против течения, отстаивая правду Божию, с которой далеко не всегда сообразуются современные секулярные стандарты. * Призыв Папы и Патриарха очень ясен и обращен ко мне (потому что «христианская молодёжь» – это я). А если он обращен ко мне, то я не могу просто остановиться на этом призыве – я хочу дойти до его сути, понять, что конкретно зависит от меня, как я могу являть Христа секулярному миру. Чтобы найти ответ на этот вопрос, разумно смотреть на мир, идти к которому призывают нас иерархи: в чём он нуждается более всего? Если бы меня попросили охарактеризовать современный мир двумя словами, эти слова были бы: кризис смысла. Эта проблема актуальна для людей всех возрастов, но особенно остро стоит она для подростков и молодых людей. У меня трое младших сестер и младший брат. И когда я смотрю на них, я вижу, что для них нет ничего менее очевидного, чем ответ на вопрос, в чем смысл их появления на свет. Какой смысл рождаться? Какой смысл просыпаться по утрам, идти в школу, преодолевать трудности и страдания? Не имея положительной гипотезы на этот счет, которую можно было бы проверять в своей повседневной жизни, невозможно быть счастливым, невозможно двигаться вперёд. Более того, отсутствие такой гипотезы порождает цинизм и отрицание ценности любого опыта в жизни. А это, в свою очередь, порождает склонность к насилию (ведь если этот мир так ужасен, что может удержать нас от его уничтожения?). Цинизм – один из самых страшных симптомов, порожденных кризисом смысла. Но есть и другие: одиночество, чувство болезненной отделенности от всего остального мира, недоверие к окружающим, неуверенность в будущем, отсутствие вкуса к жизни… Грех рождается не сам в себе – он расцветает на этой «благодатной» почве. Что же делать нам, христианам? Достаточно ли сказать человеку, переживающему острый кризис смысла: твой смысл – Христос? Нет, недостаточно. Потому что, если человек не встретил Христа лично, эти слова будут для него пустым звуком. Но то, что мы, действительно, можем делать – это показывать, как мы живём этой встречей в нашей собственной жизни. Мы можем не говорить ни слова о Христе, но если мы каждым своим действием, каждой своей реакцией утверждаем положительность жизни, присутствие в ней Смысла, то у того, кто смотрит на нас, неизбежно родится вопрос: а кто ты? откуда у тебя этот взгляд на мир? что позволяет тебе быть уверенным и счастливым? Потому что только свидетельство жизни по-настоящему задевает, является вызовом для свободы другого, рождает вопрос и побуждает искать ответ. Разумеется, это свидетельство не может быть чем-то искусственным. Если мы говорим другому, что страдание имеет смысл, и в то же время он видит, как мы сами бежим от страдания, или озлобляемся, или отчаиваемся перед ним, то наши слова не будут иметь никакого эффекта. Они не будут заслуживать доверия, а значит, будут изначально никому не интересны. Быть свидетелями – не значит быть хорошими, или добрыми, или безгрешными, или никогда не ошибаться. Нет, это значит, постоянно утверждать Того, Кому мы принадлежим. В том числе и свою нужду, свою острую нужду в Нём. Это значит признавать свои ошибки, просить прощения, относиться с уважением к свободе другого человека. Мы можем до хрипоты кричать о том, что помогать бедным и бездомным – хорошо, а убивать нерождённых детей – плохо. И это не заденет ни-ко-го! Никого это не обратит ко Христу. Но если люди заметят, как мы преображаемся, служа бедным, как мы любим наших детей, а они – доверяют нам и следуют за нами, вот тогда родится вопрос, который может привести к реальной встрече со Христом! И если этот вопрос обращен к нам, единственное, что мы можем ответить миру, это то, что говорит Иисус. Андрею и Иоанну при первой встрече: «пойдите и увидите». То есть мы можем предложить путь: пойдём со мной, смотри на меня. Это единственный способ являть Христа миру – быть Его Присутствием в мире. Об этом мы можем просить Бога для себя, ради спасения нашего и всех, кто встречается на нашем пути каждый день. Полный текст декларации: http://cathmos.ru/content/ru/publication-2016-02-13-02-20-04.html